Сети под напряжением -- Зачем российским кинотеатрам очередная попытка объединения

https://chinape.ru/logotype/IMG_SIZE.php?token=4ccafdf652da393efd65aa3168f64bdd&ID_PNG=7086270&kartinka_png=http%3A%2F%2Fnimfa-ekb.ru%2F__kartinka%2F07_04_2017%2F20170406_www.kommersant.ru_107615.png&size_png=250

Роль кинотеатров в жизни россиян кардинально изменилась Блицинтервью Цена вопроса Кто лидирует в мировом кинопрокате Правила игры.

Российский кинотеатральный рынок в очередной раз стоит на пороге серьезного передела: Александр Мамут, владеющий московскими кинотеатрами Пионер и Художественный, купил крупнейшую киносеть Синема Парк и хочет объединить ее с основным конкурентом — Формулой кино. Новый игрок получит пятую часть всех российских кассовых сборов и сможет ставить условия дистрибуторам и поставщикам. Слить крупнейшие киносети на раздробленном российском рынке хотели многие, включая бывших владельцев Синема Парка Владимира Потанина и Саида Керимова. Последней попытке помешал кризис на рынке кинопоказа, но в 2016 году он наконец вернулся к росту.

На прошлой неделе Александр Мамут завершил покупку крупнейшей в стране кинотеатральной сети Синема Парк у сына Сулеймана Керимова Саида. Сеть заинтересовала бизнесмена не только сама по себе: он задумал объединение крупнейших игроков в кинопоказе, где ни один пока не занимает существенной доли. Переговоры шли с лета, а когда информация о сделке стала публичной, заинтересованность в продаже выразили киносети Люксор и Мори Синема, рассказывали источники Ъ на рынке.

Но для господина Мамута интерес представляли в первую очередь крупные игроки с существенными долями в кассовых сборах — Синема Парк и Формула кино, а также, вероятно, Каро, уточнял один из собеседников Ъ. Переговоры о приобретении Формулы кино с ее владельцами — инвестподразделением Альфа-групп А1 и Владимиром Захаровым — уже в активной стадии. Предметных переговоров с владельцами Каро, по данным Ъ, пока нет.

Сам Александр Мамут объяснил Ъ свой интерес к рынку кинопоказа тем, что хотел сделать хороший кинорепертуар для более широкой взрослой аудитории, увеличить посещаемость и немного заработать. У него уже есть профильные активы: десять лет бизнесмен развивает кинотеатр Пионер, одну из самых заметных независимых киноплощадок в Москве, а в конце 2016 года договорился с мэрией о долгосрочной аренде Художественного в обмен на реставрацию, которая обойдется минимум в 1 млрд руб. Его интернет-холдингу Rambler & Co также принадлежат 50% компании UCS, которая управляет билетной системой, установленной в большинстве крупных кинотеатров, и один из крупнейших сайтов с расписаниями кинотеатров и кинорецензиями — afisha.ru.

Синема Парк занимает первое место в РФ по числу экранов. Сеть основана в 2004 году и долго входила в холдинг ПрофМедиа Владимира Потанина, который в 2011-м приобрел и присоединил к ней Kinostar de Luxe. Формула кино — второй игрок по числу залов. А1 получила контроль в этой сети в 2012 году и объединила ее со своей Кронверк Синема. Синема Парк и Формула кино — лидеры рынка и по эффективности, подчеркивает исполнительный директор A&NN господина Мамута Надежда Ермакова. Синема Парк лидирует в регионах, Формула кино — в Москве и Санкт-Петербурге, причем, по словам госпожи Ермаковой, их кинотеатры почти не конкурируют друг с другом, что позволит достичь максимальной синергии. Две сети с общей долей кинозалов 15% обеспечат в целом примерно пятую часть общего бокс-офиса в России, сообщила госпожа Ермакова Ъ. Возглавить объединенную киносеть может экс-гендиректор Кронверка Роман Линин, который уже стал гендиректором Синема Парка.

Владельцы киносетей не раз пытались консолидировать рынок. Еще в 2014 году Владимир Потанин интересовался поглощением Формулы кино, которая была выставлена на продажу и оценивалась в $250-350 млн, или Каро. Активный интерес к покупке Синема Парка и объединению его с Формулой кино проявлял при Михаиле Лесине холдинг Газпром-медиа, который до того выкупил остальной медиабизнес Владимира Потанина. Но договориться с конкурентами господину Потанину не удалось, и в 2014 году он продал Синема Парк Саиду Керимову за необъявленную сумму, которую участники рынка оценили в $300-400 млн.

Господин Керимов пришел в Синема Парк с тем же намерением консолидации рынка и сделал предложение владельцам Формулы кино. Переговоры заняли около года, объединение лидеров считалось практически решенным делом, но сделка сорвалась. Два собеседника Ъ на кинорынке полагают, что стороны не сошлись в цене и в эго, два других уточняют, что на результат повлияла позиция миноритария Формулы Владимира Захарова.

Обсуждались и альтернативные схемы укрупнения: тот же Синема Парк был интересен, например, акционерам сети Каро — Полу Хету и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), сообщал Ъ в 2014 году.

Долгие годы рынок кинопоказа уверенно рос, привлекая новых инвесторов. В 2012 году произошла крупнейшая на тот момент для рынка сделка: контроль в киносети Каро, некогда самой большой в стране, у ее основателей приобрел консорциум в составе Baring Vostok, РФПИ, UFG Private Equity и Пола Хета. Господин Хет за год до этого продал киносеть Kinostar de Luxe примерно за $170 млн Синема Парку Владимира Потанина и хотел продолжать инвестировать в перспективный тогда сектор. Новые владельцы Каро сразу объявили о планах в течение трех лет потратить $100 млн на открытие новых многозальных кинотеатров. В 2014 году Каро сообщила о старте еще одной амбициозной инвестпрограммы — уже на $150 млн до конца 2015 года.

Но экономика кинотеатров начала ухудшаться, и на падающем рынке инвестиции такого порядка оказались несвоевременными. Рост посещаемости продолжался до 2013 года, а в следующие два года стабилизировался на уровне около 191 млн зрителей в год, подсчитала Movie Research. Рост кассовых сборов тоже не удавалось поддерживать в темпе последних 15 лет: в последние годы они увеличивались незначительно, поскольку рынок достаточно насыщен, объясняет исполнительный директор Movie Research Александр Лужин.

Пол Хет признает, что 2014 год стал худшим в российском кинопрокате. На бизнес повлияли макроэкономические факторы и скачки курсов валют. Киносети платят аренду торговым центрам в долларах и евро, оборудование для кинопоказа также закупают за валюту. Стоимость открытия зала удвоилась, а доход, который кинотеатры получают в рублях, оставался в лучшем случае на том же уровне. В 2016 году из Каро вышел крупнейший акционер Baring Vostok, так и не получивший прибыли от этой инвестиции. Выкупившая его долю UFG, напротив, верит, что дно кризиса пройдено и рынок вернется к развитию, рассказывал Ъ старший управляющий партнер UFG Private Equity Доминик Рид.

В 2016 году в отрасли действительно произошел подъем, следует из данных журнала Кинобизнес сегодня и компании comScore. После трех лет стагнации посещаемость выросла до 196 млн, а кассовые сборы увеличились на 8% — почти до 48 млрд руб., притом что цена билета снизилась на 4%. В отличие от других видов развлечений, где наблюдался инфляционный рост цен (ресторанов, театров, цирков), на билетах в кино инфляция не отразилась, указывает Александр Лужин. Кинотеатры поддерживали стоимость на уровне прошлых лет, чтобы увеличивать приток посетителей, и это сработало.

Еще одна причина роста — открытие новых кинотеатров в городах, где до того не было кинопоказа. Кроме того, положительную динамику принято объяснять и большим, чем прежде, количеством качественных премьер в репертуаре. В 2016 году успешно прошли голливудские релизы Зверополис, Тайная жизнь домашних животных, Книга джунглей, Дедпул, а также отечественные Экипаж и Викинг.

На крупных западных рынках (США, Южная Корея, Китай, Великобритания) укрупнение, о котором много лет не могут договориться российские инвесторы, произошло уже давно, отмечает директор по кинопоказу Централ Партнершип Вадим Верещагин. Российский рынок сильно разобщен. Первая десятка операторов контролирует меньше половины экранов в стране; всего в России 1388 кинотеатров с 4393 залами, из которых на десять киносетей приходится 405 кинотеатров с 1898 залами. Они получают только 50% киносборов, остальное приходится на независимые кинотеатры. В последние годы рынок растет в основном за счет регионов, тогда как доля перенасыщенных кинозалами Москвы и Петербурга в общей кассе ежегодно падает, напоминает господин Верещагин: несколько лет назад на них приходилось 30% и 12%, сейчас — 20% и 7% соответственно. В регионах мало видов развлечений, в отличие от Москвы и Петербурга. Кино — самое дешевое развлечение из всех доступных в стране,— объясняет он.

Укрупнение киносетей могло бы их владельцу снизить расходы за счет масштаба и усилить переговорную позицию с дистрибуторами и другими партнерами, свидетельствуют опрошенные Ъ участники рынка. Как отмечает Александр Лужин, во многих бизнес-процессах, включая, например, гарантийные платежи партнерам, крупная сеть окажется в более выгодном положении. При достижении доли рынка 25% компания сможет полностью определять репертуарную политику, а не идти на уступки дистрибуторам. Такая сеть сможет решать вопросы, связанные с прокатом и росписью фильмов, и сама ставить условия дистрибутору, подытоживает господин Лужин.

Наши киношные контрпартнеры, студии — практически монопольный рынок. Они между собой договариваются. Наши поставщики, например напитков — Coca-Cola и Pepsi, тоже практически монополисты. Чтобы вести с ними дела на равных, нужен вес, а у нас первая тройка занимает от силы 20% рынка,— рассуждает гендиректор Формулы кино Юрий Кириллов. Фаза взрывного подросткового роста, по его словам, пройдена, и рынок превращается в зрелый бизнес, где на первый план выходит эффективность управления. Предполагаю, что в течение двух-трех лет Синема Парк, Формула кино и Каро сольются,— заключает господин Кириллов.

Еще один эффект появления крупного игрока — стандартизация кинопоказа, включая качество услуг, добавляет Вадим Верещагин. И это не только вкус попкорна и вежливость персонала. Речь о качестве показа, проекторах одной спецификации, за которым следят и в дальнем городе, и в крупном мультиплексе в Москве. Мы видим, что, когда крупный сетевой игрок выходит в региональный город, увеличиваются общие сборы этого города и сборы независимых кинотеатров тоже растут — они вынуждены улучшать качество предоставляемых услуг, чтобы быть конкурентоспособными,— объясняет он. В случае с Синема Парком и Формулой кино объединение пошло бы на пользу обоим, подытоживает эксперт: сети похожи и за счет слияния смогут улучшить репертуарную политику.

Дата публикации: 07-04-2017 - подробнее...


Другие новости:

Мы достигли понимания с китайской стороной и проведем еще ряд рабочих встреч по...

Москва и Пекин подпишут соглашение о безвизовом режиме для туристов обеих стран. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель главы Федерального агентства по туризму России Николай Королев.Мы достигли понимания с китайской стороной и проведем еще ряд рабочих встреч по этому вопросу.

По их данным, австралийские военные и британская разведка скорее всего примут...

В правительстве Австралии уверены, что США готовы нанести удар по ядерным объектам Ирана в начале августа. Об этом пишет ABC News со ссылкой на высокопоставленные источники.

В рамках нового подразделения Ростех займется производством космических...

Госкорпорация Ростех создала парашютный дивизион на базе холдинга Технодинамика, и собирается стать конкурентоспособной на мировом рынке парашютов. Об этом сообщает РБК.В рамках нового подразделения Ростех займется производством космических парашютных систем, различных парашютов для летательных аппаратов, а также парашютов для сил спецопераций.

Инцидент произошел в городе Сиань в провинции Шэньси. Когда водитель Чжан Пэ...

Американец приехал на отдых в Китай и по ошибке заплатил таксисту 6500 юаней (60 тысяч рублей) вместо 65 (600 рублей). Об этом сообщает South China Morning Post.Инцидент произошел в городе Сиань в провинции Шэньси.

Акула покусала девочку в торговом центре

В китайском городе Гуйян, провинция Гуйчжоу, девочку укусила акула, которая жила в аквариуме торгового центра. Об этом сообщает издание South China Morning Post.Шестилетняя Сяо Ли пришла в магазин вместе с бабушкой и тетей. Девочку заинтересовал аквариум с акулами, морскими окунями и черепахами, установленный там для развлечения покупателей.

Монако объявил о переходе Головина

Футбольный клуб Монако объявил о переходе 22-летнего полузащитника сборной России Александра Головина. Об этом сообщается на официальном сайте монегасков.Я очень счастлив присоединиться к “Монако”. Это новый вызов, который я принимаю с большим энтузиазмом.

По словам Гордеева, у российских производителей также есть прямые заявки из...

Я могу сказать, первые партии (...) говядины поставлены на рынок Турции. Большая перспектива по мясу птицы, — заявил он, подчеркнув, что турецкий рынок является особым с точки зрения потребления мясной продукции.По словам Гордеева, у российских производителей также есть прямые заявки из ряда других стран на поставку говядины.

Что в Китае?
Новости